Архивы

2018

Том 21, № 3-4 (2018)

Настоящие номера 3 и 4 журнала «Электронные библиотеки» включают статьи, подготовленные сотрудниками и студентами кафедры программной инженерии Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского (Приволжского) федерального университета (ВШ ИТИС КФУ).

Статьи, представленные в данном тематическом сборнике, охватывают несколько основных направлений деятельности кафедры: цифровое образование и использование программных инструментов в образовательном процессе, виртуальная реальность и компьютерные игры, мобильные технологии.

В контексте цифрового образования авторы нескольких статей обращают внимание на применение мобильных технологий в обучении для решения узкоспециализированных задач, рассматривают использование модели студента для задач образовательной аналитики и адаптивного обучения, а также приводят подход к реализации модели совместного обучения, основанной на стратегии STAD. Авторы предлагают также подходы к индивидуализации образования, касающиеся автоматизированной генерации индивидуальной траектории и расписания, а также формирования учебных групп и проектных команд с учетом компетенций и личностных качеств обучающихся. Кроме того, в этих работах раскрыта зависимость достоверности оценки знаний от визуального представления вопросов проверочного тестирования и приведена схема работы инструмента проектирования адаптивных тестов для microlearning-приложений, рассмотрены вопросы определения сложности курса и анализа связей расписания с успеваемостью студентов, описана концепция программного инструмента для обучения языку программирования Java с элементами игрофикации и особенности внедрения микросервисной архитектуры в проектную работу студенческой лаборатории.

В статьях, посвященных виртуальной реальности и разработке компьютерных игр, описаны концепции программного инструмента для генерации сценарного прототипа игры на основе текстового описания, предложен метод виртуализации запахов, а также представлены математические подходы для реализации методов синхронизации действий игрока и виртуального аватара.

В работах, описывающих новые решения в области мобильных разработок, рассмотрены методы модификации визуальных интерфейсов на основе индивидуальных характеристик пользователя, описан программный инструмент для автоматической генерации кода визуального интерфейса на основе данных графического редактора, приведен алгоритм синхронизации сессий дополненной реальности на мобильных устройствах.

Кроме того, в тематическом сборнике представлены статьи с описанием программных инструментов, использующих технологию распределенных реестров для решения специализированных задач, способов конфигурирования веб-приложений на основе UML-диаграмм, а также подходов к извлечению заголовков из научных документов.

 

И. С. Шахова, А. Ф. Хасьянов

Том 21, № 2 (2018)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» включает выборочные материалы 10-й Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2018» (Информационные технологии в современном мире), которая состоялась 24–25 апреля 2018 года в Институте социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ), г. Казань. Данная конференция проводится ИСГЗ совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Экономическим университетом в Братиславе (Словакия) и Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова (г. Москва), начиная с 2009 года (портал конференции с архивами всех предыдущих: http://e-kazan.info).

Конференция собрала более 100 человек из разных городов России, в том числе, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Волгограда, Оренбурга, Рязани, Самары, Йошкар-Олы, Симферополя, Улан-Удэ, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Махачкалы, Набережных Челнов, Чебоксар, Ярославля, Чистополя, Альметьевска и, конечно же, Казани. Приехали также специалисты из Казахстана, Словакия и США.

Основные темы, заявленные в докладах, раскрывают современные направления развития электронного обучения и информационных технологий в образовании и других сферах общественной жизни. В зоне внимания авторов: электронные ресурсы и их продвижение в информационную образовательную среду учебного заведения, инструменты поддержки учебно-методического обеспечения образовательных программ, поддержание и развитие информационных компетенций студентов. Одна из ведущих тем – использование современных технологий совмещенной реальности и интернета вещей при реализации образовательных программ, отдельных учебных курсов.

Лейтмотивом, связующим все выступления, прозвучавшие на конференции, стала тема о стремительном развитии и нарастании влияния современных информационных технологий во всех сферах жизни общества в условиях глобальных вызовов современности. В полной мере это нашло отражение и в материалах, представленных в данном выпуске.

Е. П. Чирко, В. И. Зуев


2017

Том 20, № 6 (2017)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» включает выборочные материалы 2-й Международной конференции «Университетская библиотека в мировом информационном пространстве», которая состоялась 27–30 ноября 2017 г. в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского в рамках Года Лобачевского, объявленного в Казанском федеральном университете. В ней участвовали представители российских государственных библиотек (РГБ, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, ГПНТБ), библиотек российских вузов, в т. ч. федеральных университетов и вузов – участников Проекта 5-100, известные в библиотечном мире ассоциации и консорциумы (АРБИКОН, АППОЭР, НЭИКОН); крупные поставщики и агрегаторы мировых и российских информационных электронных ресурсов (компании Elsevier, Clarivate Analytics, EBSCO, ProQuest и др.); музейные специалисты.

Конференция собрала более 100 человек из разных городов России, в т. ч. Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Ижевска, Йошкар-Олы, Калининграда, Красноярска, Нижнего Новгорода, Саратова, Томска, Тюмени, Ярославля и, конечно же, Казани. Приехали специалисты из Казахстана, Великобритании, Чехии.

Основные темы, заявленные в докладах, раскрывают современные направления развития библиотек. В зоне внимания авторов: электронные ресурсы и их продвижение в научно-образовательную среду, библиотечно-информационные инструменты поддержки учебно-методического обеспечения образовательных программ, информационные компетенции пользователей библиотек. Одна из ведущих тем – использование наукометрических инструментов при оценке научной деятельности организаций, отдельных коллективов и ученых. По-прежнему вызывает интерес профессиональной общественности история библиотек и ее фондов. На эту тему было представлено несколько докладов на специально выделенной секции.

Лейтмотивом, связующим все прозвучавшие на конференции выступления, стала тема стремительно меняющейся роли библиотек в условиях глобальных вызовов современности. В полной мере это нашло отражение и в материалах, представленных в данном выпуске.

 

Ю.А. Лексина, И.К. Фомичева

Том 20, № 5 (2017)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» содержит новые научные результаты, которые были представлены исследователями на Международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований-2017» (Липецк, 26–27 октября 2017 года). Эта российская профессиональная площадка была предназначена для формирования экспертной среды по обсуждению проблемы плагиата в образовательном и научном сообществах. Соорганизаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, ГАУДПОЛО «Институт развития образования», ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Академия информатизации образования. Конференция организована при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 16-07-00870).

На конференции в течение двух дней обсуждались вопросы, связанные с методологией, теорией, технологией обнаружения заимствований. Участники познакомились с инновационными технологиями обработки текстов и оценки их оригинальности, интеграцией поисковых систем в информационно-образова-тельную среду организаций, обсудили вопросы практического применения и стратегического развития электронных ресурсов в сфере образования, науки и культуры. Принята резолюцию, в которой отражены основные решения по представленным направлениям работы конференции.

Хотелось бы отметить, что, несмотря на кажущуюся узкую направленность тематики конференции, она создает предпосылки для проведения исследований в различных областях науки, включая междисциплинарные. Обнаружение заимствований требует создания и внедрения новых алгоритмических и технических решений для повышения качества поиска, разработки новых методик, как в области организации массовых проверок квалификационных работ, так и в вопросах качественной экспертизы проверяемых текстов. Юридическая и нормативная база также требуют совершенствования.

В настоящий тематический выпуск вошли статьи, раскрывающие проблематику обнаружения заимствований в научных документах на опыте Российской государственной научной библиотеки, обсуждены правовые проблемы при проверке ВКР на наличие заимствований, представлены результаты исследований по обнаружению заимствований с использованием анализа цитирований, рассмотрены концептуальные основы создания экспертно-аналитических центров для анализа научных текстов на наличие некорректных заимствований, а также обоснованы принципы развития экспертной компетентности обнаружения заимствований в документах.

 

А.М. Елизаров, Н.Н. Пачина, Ю.В. Чехович

Том 20, № 4 (2017)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» содержит новые научные результаты, полученные сотрудниками и студентами Учебно-практической лаборатории визуализации и разработки игр (Digital Media Lab – DML) Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ). Представленные статьи описывают решение разноплановых задач как в рамках исследований, проводимых в Лаборатории, так и в рамках дипломных проектов выпускников ИТИС. Это разработка новых методов для «оживления» midi-партий ударных музыкальных инструментов, конфигурирование вычислительного кластера для распределенного рендеринга высокореалистичных 3D сцен, создание контроллера реалистичного поведения стай и стад животных, проблемы облачного видеомониторинга через IP-камеры. Сфера применения результатов этих исследований – виртуальная и дополненная реальности в образовании; модернизация музеев с использованием виртуальной и дополненной реальностей; наблюдение за поведением людей и животных, а также видеонаблюдение за объектами с помощью камер.

Составитель тематического выпуска В.В. Кугуракова


2016

Том 19, № 6 (2016)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» содержит новые научные результаты, полученные сотрудниками и студентами учебно-практической лаборатории визуализации и разработки игр (Digital Media Lab – DML) Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ), которые решают казалось бы разноплановые задачи в рамках исследований, проводимых в Openlab «Информационные технологии и неразрушающие методы исследования объектов культурного наследия» и Openlab «Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине» в рамках Программы повышения конкурентоспособности КФУ (соответственно в 2014–2016 и 2016–2017 годах).

Спектр этих задач очень широк: соотношение понятий виртуального мира, симуляции и serious games; разработка новых инструментов для создания симуляционных полигонов и новых подходов к интерфейсам с использованием виртуальной реальности; разработка тренажеров с такими новыми устройствами, как шлемы виртуальной реальности, системы захвата движений, оптические и инфракрасные сенсоры-дальномеры, устройства точного позиционирования и системы обратной связи – для более полного погружения в создаваемые виртуальные реалии. Сфера применения результатов этих исследований – виртуальная и дополненная реальности в образовании; виртуальная хирургия; реабилитационные комплексы для неврологических пациентов; симуляционные полигоны чрезвычайных ситуаций; культурно-исторические реконструкции; модернизация музеев с помощью виртуальной и дополненной реальности; обучающие аттракционы с использованием динамической подвески; инновационные приёмы визуализации для эффективной работы с большими объёмами как структурированных, так и неструктурированных данных. В тематическом выпуске освещено также направление деятельности DML, связанное с разработкой интеллектуальных обучающих систем и технологий: развита тема создания виртуальных биотехнологических лабораторий, включая разработку собственного визуального редактора сценариев для них; обсуждены также вопросы обеспечения вовлеченности студентов в учебный процесс.

Составитель тематического выпуска В.В. Кугуракова


1 - 10 из 19 результатов     1 2 > >>