Архивы


2016

Том 19, № 6 (2016)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» содержит новые научные результаты, полученные сотрудниками и студентами учебно-практической лаборатории визуализации и разработки игр (Digital Media Lab – DML) Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ), которые решают казалось бы разноплановые задачи в рамках исследований, проводимых в Openlab «Информационные технологии и неразрушающие методы исследования объектов культурного наследия» и Openlab «Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине» в рамках Программы повышения конкурентоспособности КФУ (соответственно в 2014–2016 и 2016–2017 годах).

Спектр этих задач очень широк: соотношение понятий виртуального мира, симуляции и serious games; разработка новых инструментов для создания симуляционных полигонов и новых подходов к интерфейсам с использованием виртуальной реальности; разработка тренажеров с такими новыми устройствами, как шлемы виртуальной реальности, системы захвата движений, оптические и инфракрасные сенсоры-дальномеры, устройства точного позиционирования и системы обратной связи – для более полного погружения в создаваемые виртуальные реалии. Сфера применения результатов этих исследований – виртуальная и дополненная реальности в образовании; виртуальная хирургия; реабилитационные комплексы для неврологических пациентов; симуляционные полигоны чрезвычайных ситуаций; культурно-исторические реконструкции; модернизация музеев с помощью виртуальной и дополненной реальности; обучающие аттракционы с использованием динамической подвески; инновационные приёмы визуализации для эффективной работы с большими объёмами как структурированных, так и неструктурированных данных. В тематическом выпуске освещено также направление деятельности DML, связанное с разработкой интеллектуальных обучающих систем и технологий: развита тема создания виртуальных биотехнологических лабораторий, включая разработку собственного визуального редактора сценариев для них; обсуждены также вопросы обеспечения вовлеченности студентов в учебный процесс.

Составитель тематического выпуска В.В. Кугуракова

Том 19, № 4 (2016)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» посвящён Владимиру Трофимовичу Вдовицыну и тому делу, в которое он вложил много своих сил, – электронным ресурсам Карельского научного центра РАН (КарНЦ РАН). В первой статье тематического выпуска рассказано о жизненном и творческом пути В. Т. Вдовицына (1952–2014), сотрудника КарНЦ РАН и специалиста по методам систематизации и поиску электронной научной информации. Вторая статья содержит подборку материалов из препринта доклада В. Т. Вдовицына о применении экспертных систем в Карельском филиале АН СССР в 1990 году. Закономерное развитие этих идей и продолжение работ В. Т. Вдовицына представлены в третьей статье, описывающей современные электронные ресурсы КарНЦ РАН, взаимодействующие с электронными библиотеками, репозиториями и поисковыми системами.

Составители А.А. Крижановский, А.А. Печников, А.Д. Сорокин

Том 19, № 3 (2016)

Настоящий тематический выпуск журнала «Электронные библиотеки» подготовлен выпускниками Высшей школы информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) совместно со своими научными руководителями.

В настоящее время ИТИС проводит ряд фундаментальных и прикладных исследований в области информационных технологий. Одним из ключевых проектов, выполняемым по Программе повышения конкурентоспособности КФУ и нацеленным на моделирование эмоциональных состояний млекопитающих с помощью вычислительных систем, является разработка нейробиологически инспирированной когнитивной архитектуры (NeuCogAr). Эта разработка вызывает интерес специалистов по вычислительной нейробиологии, интеллектуальной робототехнике, урбанистике, рекламе и маркетингу, психологии, социологии. Отметим также проекты ВШ ИТИС, связанные с моделированием таких чрезвычайных ситуаций, как распространение лесных пожаров и наводнений (см. статьи Л.З. Римовой и А.А. Гиниятова с соавторами). Работы А.А. Алексеева, Е.Ю. Майоровой, Ю.С. Сафандеевой и В.В. Пищулина с соавторами посвящены актуальным проблемам нейробиологического моделирования, в том числе, воссозданию правдоподобных нейробиологических структур, связанных с дофаминовой и норадреналиновой нейромодуляциями, автоматизации создания нейробиологических структур в фреймворке NEST, а также исследованию таких аспектов создания антропоморфного пользовательского интерфейса, как выявление психологического портрета респондента и генерация отношения к нему социальным агентом. Названные результаты в области нейробиологической инспирированности развивают новый подход к реализации искусственного интеллекта. Статья В.Д. Абрамова с соавторами посвящена еще одному направлению деятельности ИТИС, связанному с разработкой интеллектуальных обучающих систем и технологий: в не описана технология создания виртуальных биотехнологических лабораторий с обеспечением интерактивности учебного процесса.

Публикуемые материалы отражают круг актуальных проблем и задач, которые были представлены в 2016 году их разработчиками на международных конференциях Fierces on BICA, BICA, AMSTA, BioNanoScience и ряде других.

Составители тематического выпуска В.В. Кугуракова, М.О. Таланов

Том 19, № 2 (2016)

Настоящий выпуск журнала «Электронные библиотеки» представляет собой тематический сборник статей, подготовленных сотрудниками Института прикладной семиотики Академии наук Республики Татарстан (www.ips.antat.ru). Институт прикладной семиотики выполняет фундаментальные и прикладные исследования в области прикладной семиотики, компьютерной и когнитивной лингвистики, интеллектуальных информационных технологий. Одним из ключевых проектов Института в настоящее время является разработка Национального корпуса татарского языка «Туган тел» (www.corpus.antat.ru). Этот проект выполняется в рамках мероприятий по государственной программе «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы» и нацелен на разработку аннотированного корпуса татарского языка для гуманитарных и образовательных приложений. Корпусное исследование языка дает богатейший материал для построения лингвистических моделей и ресурсов, применимых в задачах перевода, семиотических и когнитивных исследованиях, образовательных программах.

Обзорные статьи А.М. Галиевой и Р.Р. Гатауллина, представленные в настоящем выпуске, посвящены актуальным проблемам корпусной лингвистики – разрешению грамматической многозначности корпусных данных и подготовке лингвистических ресурсов, которые могут быть использованы при семантическом аннотировании корпусных данных. Для татарского языка в настоящее время отсутствуют большие коллекции данных со снятой многозначностью, что затрудняет применение методов машинного обучения в лингвистических приложениях. Тем не менее, авторы рассматривают машинное обучение как наиболее перспективное направление для снятия многозначности и показывают сравнительные оценки методов применительно к различным языкам. В статье А.М. Галиевой дан обзор основных англоязычных электронных лексикографических ресурсов, разработанных для представления семантики глагола. Данное направление имеет важнейшие применения в задачах обработки естественного языка, поэтому статья является весьма своевременной и актуальной.

Статья А.Ф. Хусаинова, А.Х. Хусаиновой и Р.А. Гильмуллина посвящена еще одному направлению деятельности Института прикладной семиотики, связанному с разработкой интеллектуальных обучающих систем и технологий. Эти исследования ориентированы на разработку семиотических моделей в обучении, их реализацию в прикладных системах и образовательных ресурсах, формирование концепции и методик обучения в условиях инфокоммуникационной образовательной среды. В названной статье описана технология создания электронных версий обучающих материалов в образовательной среде, построенной на основе принципов Smart Education – современного метода обучения, базирующегося на облачных технологиях и обеспечивающего интерактивность учебного процесса.

Публикуемые материалы отражают круг актуальных проблем и задач, которые были представлены для обсуждения на Международной конференции по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2016, прошедшей в Казани 21–24 апреля 2016 года.

Составитель тематического выпуска О.А. Невзорова


1 - 10 из 12 результатов     1 2 > >>